Урок русского языка

(2 класс, система Л.В.Занкова)

Тема. «Предлоги».


Цели. Познакомить с новой служебной частью речи – предлогом, с основными предлогами, с тем, как они пишутся и для чего служат; учить самостоятельно добывать знания; уметь находить предлоги в тексте; обучать написанию мини-сочинения, употребляя предлоги; развивать воображение, внимание; воспитывать чувства прекрасного; прививать любовь к родной природе.
Оборудование. Музыка на релаксацию, мультимедийная презентация, набор карточек по степени трудности, рисунки весенних цветов.

Ход урока

I. Организационный момент
Релаксация под музыку П.И.Чайковского «Подснежник».
Учитель. На ваших ладонях лежит цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, будит воображение, придаёт бодрость, заряжает энергией. Вот с таким настроением мы и начнём урок русского языка.

II. Пальчиковая гимнастика
У. Народная мудрость гласит: «Красиво писать – красоту творить». А чтобы красиво писать, проведём пальчиковую гимнастику.
Астра быстро получается,
Если пальчики сцепляются
Локотки ты подними,
Пальчики все разведи.
Колокольчики звенят
Лепестками шевелят.
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зелёного цвета.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.

III. Чистописание
На доске:
е д п о г р л и
У. На какие две группы разделим все буквы?
Дети. На гласные и согласные.
У. Назовите хитрую гласную.
- Наша цепочка для письма будет состоять из двух букв, обозначающих непарные звонкие согласные звуки. Какие это буквы?
Д. Буквы л и р.
У. Определи закономерность и продолжи.
На доске:
Лрл рлЛ лЛр Лрл
У. Буквы е д п о г р л и поменялись местами. Прочти тему урока. Тема нашего урока:
Д. Предлоги.
У. Предлоги скрывают в себе много таинственного и неизвестного. Хотите открывать тайны?

IV. Восприятие темы
На экране демонстрируются слайды №1 - №7 (Приложение 1)
У. Где находится бабочка?
Д. Бабочка на цветке.
У. А теперь? … (за, от, над, под, у…)
У. Эти маленькие словечки вы употребляете в речи, значит, это часть речи.. Эта часть речи называется … предлог.
- Прочтем то, о чем мы узнали с экрана.
Демонстрируется слайд №8.

Слова к, на, с, от… - предлоги.

- Мы открыли первую тайну.
У. Послушайте текст о колокольчике. Постарайтесь услышать предлоги и запишите их в тетрадь.
Учитель читает текст. Два ученика пишут у доски.
Иду в лес по знакомой тропинке. Качаются на ветру лиловые колокольчики. У колокольчиков есть много имён – балаболки, звонцы, бубны. Во всех названиях звучит любовь к этим цветам.
Далее осуществляется проверка.
У. Какую вторую тайну будем узнавать?
Д. Как пишутся предлоги.
У. Иногда предлоги пишутся не так, как произносятся, поэтому их написание нужно запомнить. Прочитайте.
Демонстрируется слайд №9.
в, к, с – с одной согласной
на, за – с б. а
от, до, по – с б. о
под над – с б. д
из, без – с б. з
У. Конечно, это не все предлоги. Их огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте. Внимание на экран.
- Скажите, это текст?
Демонстрируется слайд № 10.
Ромашка – скромный цветок. Она смотрит … людей доверчивыми глазами. … старину считали, что ромашка вырастает там, где упадёт … неба звезда.
У. Хорошо понятен смысл?
- Почему?
Д. Нет предлогов.
- Слова не связаны между собой.
У. Давайте свяжем слова?
- Что для этого необходимо добавить?
Д. Предлоги.
У. Прочитаем с предлогами.
- Для чего служат предлоги?
- Читаем на экране.
Демонстрируется слайд № 11.

Предлоги служат для связи слов в предложении..

У. Мы открыли ещё одну тайну о предлогах.
- Предлоги – слуги, их так и называют служебные части речи. Это словечки отношений между словами.
- Обратим внимание, как пишутся предлоги с другими словами (в тексте про ромашку). Демонстрируется слайд № 12.
Демонстрируется слайд № 13.

Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

У. Объединим две тайны в одну.
- Предлоги служат …
пишутся …
Демонстрируется слайд № 14.
У. Откройте учебник на с. 156.
- Убедимся в правильности наших открытий.
Дети читают правило.

V. Закрепление
У. Запишем предложение с комментированием о … ландыше.
В лесной глуши цветёт душистый ландыш.
- Предложите грамматическую задачу.
Д. Разобрать по членам.
- Определить части речи.
- Выписать словосочетания.
- Обозначить орфограммы.
- Поставить ударение.
- Поделить на слоги.
У. Определите части речи.

VI. Самостоятельная работа
У. Наша коллективная работа добавила вам уверенности. Предлагаю самостоятельную работу.
Дети выполняют задания дифференцированно.
1. Вставить предлоги в стихотворении. (приложение №2).
2. Определить предлоги в словосочетаниях (приложение №2).
3. Подчеркнуть предлоги в тексте (приложение №2).

VII. Самостоятельная творческая работа с проверкой в классе
У. Что объединяет все задания?
Д. В них говорится о весне, о подснежнике.
У. Предлагаю творческую работу. Составьте небольшой текст.
- Как вы думаете, о чём он будет?
- Кому нужна помощь?
Жёлтая карточка – опорные слова. Зелёная карточка – в помощь слова в начальной форме (приложение № 3).
- Послушаем, что получилось.
Проверка. Учащиеся зачитывают 3-4 текста, дети анализируют работу.
- Докажите, что получился текст.
Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов». Идет демонстрация слайдов с изображением весенних цветов. (№ 15-18)
У. Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
- Давайте не рвать цветы, а наслаждаться их красотой! (Слайды цветов).

IX. Рефлексия

© saraev alex

Конструктор сайтовuCoz