|


Интегративная технология развивающего обучения В последние годы в связи с вариативностью образовательных систем особенно остро встала проблема согласования учебного содержания и технологии. Технология Л.Г. Петерсон (Петерсон Людмила Георгиевна — доктор педагогических наук, профессор АПКиПРО) представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения, которая решает проблему интеграции различных развивающих систем обучения. Анализ психолого-педагогических теорий (Л.С. Выготский, С.Л. Ру-бинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) показывает, что все они имеют общие деятельностные основания, а именно: 1) в них рассматривается включение ученика в активную познавательную дея¬тельность как инструмент для формирования новых способностей; 2) все авторы теорий развивающего обучения указывают на изменение функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управ¬ленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базо¬вом процессе; 3) во всех теориях развивающего обучения отмечается ведущая роль теорети¬ческих знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятель¬ности; 4) все авторы отмечают важность отношений «учитель — ученик» на основе педа¬гогики сотрудничества. Создание на этой основе интегративной технологии может осуществляться на ос¬новании теории деятельности, разработанной в методологии (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов, А.А. Громыко, А.А. Деркач и др.), так как все эти теории одинаково описывают базовый процесс в системе образования как системе деятельности. Соглас¬но этой теории, существует всего три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) её выполнения: самоопределение («хочу» и «могу» выполнить данную норму деятельности), нормореализация (выполняю норму) и нормотворчество (составляю новую норму). Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы (алгоритма) деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). При положительном самоопределении фиксируется наличие: 1) способностей к реализации данной нормы деятельности; 2) потребности к включению в эту дея¬тельность. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизве¬дение известной нормы деятельности; её итогом является преобразованный про¬дукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение но¬вой нормы деятельности. Под самореализацией понимается процесс нормореализации в условиях вы¬полнимости известной нормы и нормотворчества в условиях кризиса (невыполни¬мости) известной нормы, а под саморазвитием — процесс самоопределения и само¬реализации. Классификационные параметры Уровень и характер применения: общепедагогическая, прони-кающая. Философская основа: ближе всего к коэволюционной и экзистенциалистской. Методологический подход: развивающий. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: интериоризаторская. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) СУД + 2)ЗУН. Характер содержания: светский, общеобразовательный, адаптивно-вариативный. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп, компьютерное. Преобладающие методы: проблемные, творческие, исследовательские. Организационные формы: классно-урочная, дифференциации. Преобладающие средства: вербальные, знаковые, компьютерные. Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества, субъект-субъектный, антропоцентрический. Направление модернизации: 1) альтернативное, 2) на основе методического и ди¬дактического реконструирования. Целевые ориентации: · Воспитание у подрастающего поколения готовности к саморазвитию. · Формирование мышления через обучение деятельности, а именно: умению адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и её результаты (реф¬лексии). · Формирование системы общечеловеческих ценностей и её проявлений в лич¬ностных качествах. · Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы. Концептуальная основа Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность (А.Н. Леонтьев). Основные идеи деятельностного подхода: · процесс познания должен быть организован как самостоятельная деятельность познающего; · учитель — организатор процесса познания; · деятельность познающего должна иметь критериальное обеспечение в виде программы или метода, в соответствии с которым она строится; · формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия; · сочетание в педагогическом процессе всех трёх видов деятельности: самоопре¬деления, нормореализации и нормотворчества; · осуществление поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальпе¬рин). Дидактические принципы интегративного развивающего обучения: · деятельности; · непрерывности; · целостного представления о мире; · минимакса; · психологической комфортности; · вариативности; · творчества. Для того чтобы обеспечить целенаправленное развитие способностей учеников, необходимо выделить этапы учебной деятельности, на которых происходит их прира¬щение. Анализ структуры различных видов деятельности показывает, что самоопределе¬ние и нормореализация предполагают проявление уже имеющихся способностей, но не приращение новых. Таким образом, развитие способностей происходит в нормотворческой деятельности. Нормотворческая деятельность (на базе рефлексии) имеет три исходные функ¬ции: «познание (ситуации прошлого действия), критика (поиск или подтверждение прежнего способа действия), проект (построение новой нормы)». Этапы познания и критики предполагают исследование того, где и почему возникло затруднение в дея¬тельности. Следовательно, формирование новых способностей, то есть развитие обуча¬ющегося, происходит на этапе проектирования, этапе «открытия» нового знания. Ка¬ковы мыслительные процессы на этом этапе? Построение нормы деятельности может производиться на двух уровнях: 1) на уровне эмпирического обобщения наблюдаемых явлений и 2) на уровне применения метода построения новой нормы. В первом случае процесс построения новой нормы случаен и не фиксируется в сознании учащегося как механизм приобретения новых способностей. Его использование целесообразно в основном на первом допонятийном этапе познания. Во втором случае происходит «неслучайное» построение новой нормы, при этом появляется метод как инструмент приобретения новых способностей. Поэтому в системах развивающего обучения этап проектирования производится в соответствии с некоторым методом (то есть на теоретическом уровне). Для планирования и проведения урока целесообразно использовать следующую структуру: Этап 1. Организационный момент: - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области. Этап 2. Актуализация знаний: — актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания; -фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. 5. Этап 3. Постановка проблемы «Фиксирование в громкой речи»: — где возникло затруднение; — почему оно возникло; — какова тема урока. Этап 4. «Открытие» детьми нового знания: — по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы; — решение детьми проблемы с помощью выбранного метода; — фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке. Этап 5. Первичное закрепление — суть формирования мышления: — решение детьми типовых заданий; — проговаривание способа решения в громкой речи. Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе: — самостоятельное решение детьми типовых заданий; — самостоятельная проверка детьми своей работы; — создание ситуации успеха. Этап 7. Повторение: — включение нового знания в систему знаний; — решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. Этап 8. Итог занятия — рефлексия деятельности на уроке (что нового узнали ) — самооценка детьми собственной деятельности. Новые приоритеты целей обучения сегодня распространяются на всю общеобра¬зовательную школу, которая должна стать школой развивающего обучения. Таким образом, в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей ин¬теграцию личности в мировую культуру, освоение её прошлого, насто¬ящего и будущего, вхождение в её созидание и сотворение.
|
О ключиках к сердцу ребенка.
Первый учитель… Как много он значит в жизни каждого из нас! Сколько тревог и волнений переживаем мы перед первым сентябрьским днем! Как ждут этого дня первоклашки! Какие надежды возлагают дети и родители на школу! Задача школы оправдать эти надежды. Поэтому очень важно, как учитель встретить своих учеников, как и какой дорогой поведет их навстречу неизведанной, взрослой жизни, сможет ли воспитать в каждом «человека с большой буквы». Как бы хотелось, чтобы со временем наши ученики научились открывать глаза своего сердца, слышать сердцем, любить всем сердцем. Мир полон тайн, загадок и каждая за своей дверью. Наша роль - помогать подбирать ключи и чуть-чуть приоткрывать эти двери. Но надо помнить, что мир, подобно скупому рыцарю, не раскроет своих тайн тому, у кого замкнуто сердце. Значит, сначала необходимо отыскать ключики к каждому ребенку, чтобы его душа распахнулась и чудесной птицей влетела в этот мир. Всех дверей не открыть никому. Не забыть бы о главных, которые научат малыша видеть, слышать, улавливать красоту всем существом своим и дарить её людям, неустанно трудясь и творя вместе с природой, - нашим мудрым учителем Верно подмечено, что слово «учитель» имеет двойное значение: в широком смысле - это человек, оказывающий огромное влияние на моральный и духовный облик людей; в узком смысле - преподаватель, тот, кто учит детей, открывает дорогу в мир знаний. Ну, а теперь о тропинках, путях, ключиках к сердцу ребенка. На мой взгляд, самый простой и естественный путь- это вызвать интерес к учению и разжечь этот интерес в неугасимый огонь познания. Уже древние, обучая грамоте, постоянно стремились заинтересовать учеников. Они изготавливали буквы в виде сухариков, поедая которые, дети осваивали грамоту. Назвавшему правильно букву, сама буква была маленькой наградой. У современного учителя тоже немало приемов и средств, вызывающих интерес: это исторические факты, события, это эмоциональность преподавания и яркость оформления, например, мультимедийная презентация, игры, проблемные, поисковые методы обучения. Когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем, а «открывает» его в процессе работы на уроке, выполняя творческие задания. При этом учитель лишь должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Я глубоко убеждена, что секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, достижении трудного, в напряженном романтическом полете в незнаемое. Вчера не понимал - сегодня научился. Вот радость! Вчера не умел - сегодня научился. Вот счастье! При этом интерес к учению зависит не от внешних наград, которые раздаются учителем в виде оценок или других средств их заменяющих. Настоящий интерес зависит от внутренних наград, которыми ученики награждают себя сами, разбираясь в изучаемом материале Созданию на уроке условий переживания успеха придавали огромное значение С. Н. Лысенкова, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили… Согласитесь, что успех в учебе - основа взаимопонимания между учителем и учеником, а значит, один из путей к сердцу маленького человека. Причем важно то, что, чувствуя свой успех, видя, что все действия учителя направлены на это, ребенок открывает свое сердце. Но вы, конечно, можете возразить: а если все-таки не переживает ученик успеха в учебе? Как быть? Современная педагогика знает много способов, создающих ситуацию успеха: опора на сильные стороны, предоставление большей самостоятельности, свободы выбора той или иной деятельности, дифференцированный подход, наконец, само профильное обучение нацелено на успех. И все же самое главное- вера. Это она заставляет нас бороться, проявлять терпение, оставаться оптимистом и с особым упорством искать самые эффективные пути, ведущие к успеху. Читая книгу Дейла Карнеги, я была по- настоящему потрясена историей жизни одного известного человека. Десятилетним мальчиком, работая на фабрике, он очень мечтал стать певцом, но первый учитель охладил его пыл: «Ты не можешь петь. Твой голос звучит, как ветер в оконных ставнях». Однако мудрая мать, простая крестьянка, ободрила его: «Я знаю, что можешь петь. Я уже чувствую твои успехи». Она ходила босиком, чтобы сэкономить деньги на оплату уроков. Вера матери изменила мальчика. Его звали Энрике Карузо…Недаром А. Гайдар называл веру «живой водой» педагогики. Думая о её всемогущей силе, вспоминаю врачебную этику. Доктор приходит к очень больному старому человеку, слушает пульс и думает: «Нет никакой надежды» Как вы думаете, что он скажет больному? «О, у вас сердце, как у молодого!» - «Где уж там?»- отвечает больной, но чувствуется, что у него заискрилась надежда. И кто знает, может, лучше станет больному? А сколько безграничной веры в возможности ученика выражают слова великого А. С. Пушкина: «Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум непроницателен, он только неопытен, но, поверьте, очень остер. Детям многое можно объяснить, лишь бы только объясняющий понимал ясно о предмете, о котором говорит.» Что же вытекает отсюда? Учитель должен глубоко знать свой предмет, а это еще один путь к сердцу ученика. Ведь как хочется учиться у знающего учителя! Но тут я опять смею немного поспорить с собой, ибо мастерство учителя ничто, если нет педагогического такта. Сколько примеров, когда неосторожным, невнимательным отношением к личности ребенка мы напрочь отбивают у него желание учиться. «Учитель! Оставь свое плохое настроение за порогом школы»,- говорил А. С. Макаренко. А народная артистка В. П. Марецкая восклицала: « Учитель должен входить в класс с ясной душой». О необходимости суггестивной, то есть радостной педагогики говорят и в современной школе. Поиск здоровьесберегающих форм привел лично меня к упражнениям на релаксацию, мозговой гимнастике, валеологическим минуткам, сказкотерапии, природотерапии, приемам саморегуляции и самовнушения. Соблюдение этих правил дает положительный результат: дети активны, более внимательны, эмоциональны, любят интеллектуальный труд, творчески подходят к работе, живут увлекательной, интересной жизнью. Учитель, стремящийся найти путь к сердцу ученика должен владеть целой гаммой интонаций, жестов, крылатых слов, артистических поз и ораторских приемов. И если они по- настоящему выразительны, то ученик начинает подражать учителю. Да, учитель- оратор! «Слово учителя - самый тонкий инструмент», - говорил В. А. Сухомлинский. Но слово искреннее, живое, очеловеченное, светлое, уважительное, остроумное, волнующее. Так говори же, говори, учитель! Может быть, час твоего откровения - самый поучительный час для твоих воспитанников. Всколыхни их сердце, открой его потайные двери. Конечно, учитель учит своим словом, своей мыслью, своими знаниями, своим отношением к миру. Надо только помнить: велико слово, подкрепленное делом. Древние считали: «Велик тот учитель, который исполнен делом, чему учит». Итальянский педагог Витторино Рамбальдони да Фельтре свято следовал этой заповеди. Ученики толпами стекались к нему изо всех областей Италии, Греции, Франции. За что окружен он таким высоким почетом и уважением? Не только за свою образованность, но и за чистоту своей жизни и нравов. Честностью, скромностью, добротой, великодушием находил он дорогу к сердцу ученика. Изменился ли образ учителя спустя шесть веков? Помните повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». Что ценит Алтынай в своем учителе? О чем думает она, глядя на него? Вот её мысли: «Сколько светлой красоты в его лице, сколько нежности и добра в его глазах,… как чиста его ясная улыбка, согревающая сердце». Вот тот самый ключик, без которого все другие ключи приходят в негодность, едва коснувшись заветного замочка. Без него любые, самые современные методики и приемы разбиваются в прах. Вы, без сомнения, догадались, что речь идет о любви, искренней, всеобъемлющей, всепринимающей, всепонимающей и всепрощающей. Светлая, исходяшая из самого сердца, любовь обязательно породит любовь, вызовет душевный отклик. Именно она делает жизнь детей радостной, интересной, именно она заставляет верить в успех, неустанно совершенствовать свое мастерство, с упоением изучать педагогическое наследие, совершать благородные поступки, зачастую жертвовать своим здоровьем и находить вновь и вновь нужные, главные слова. А сколько граней у любви?! И ни одну из них нельзя считать второстепенной, менее важной. Любовь к человеку, к жизни, к Отечеству, к природе, к Богу, к профессии, к искусству, творчеству, красоте… Ни одно звено не должно выпасть из этой цепи. Только при этом вы познаете счастье распахнутых навстречу вам детских сердец, время не окажется проведенным впустую, смысл жизни не будет утраченным, а мгновение не будет упущенным. И вы с гордостью скажете: «Я - учитель!»
Психолого-педагогические условия развития личности.
Уважаемые коллеги, я очень рада общению с вами, с вами, кто изо дня в день соприкасается с самым прекрасным творением на земле - с ребенком. Благодаря нашему неустанному труду, нашему старанию, ребенку предстоит стать личностью, способной активно овладевать знаниями, обладающей чувством собственного достоинства, неиссякаемым трудолюбием и умением творчески, а главное, самостоятельно решать возникающие вопросы. Теперь уже стало общепризнанным, что обучение должно быть направлено не только на развитие познавательной сферы, оно должно быть личностно-ориентированным. И всё же при обращении к проблеме личностного развития одни используют методы, направленные на развитие эмоций, другие - на развитие творчества, третьи – на развитие общения, тем самым разрывая связь значимых качеств личности. А ведь еще древние говорили: поистине хороший метод обучения и воспитания должен исходить из единства неизменных, вечных, всеобщих задатков и сил человеческой природы. Что следует отсюда? Необходимо знать, изучать личность ребенка, применять индивидуальный подход, чтобы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Между тем существующая уже 50 лет система Л. В. Занкова- технология раннего всестороннего развития личности легко решает эту проблему. Она умело воздействует на все 4 сферы личности ребенка: мотивационную (наличие мотивов учения), познавательную (уровень познавательной активности), сферу поведения и общения (отношение к обществу, коллективу, друзьям, труду, природе) и сферу «Я- концепция» (самопознание, саморазвитие, самовоспитание). Подтверждений тому много. В частности, Н.В. Нечаева в журнале «Практика образования» пишет: «Система Л.В. Занкова достойно решает одну из главных задач модернизации российского образования, целью которой является построение личностно- ориентированной развивающей модели школы». Её ориентация - высокий уровень общего психического развития, раскрытие личностного потенциала ребенка, индивидуальности на базе усвоения знаний, умений и навыков. Какие же принципы помогают учителю добиться поставленной цели? 1. Принцип психологического комфорта. Ребенок переступает порог школы. Какие чувства, эмоции переполняют его? Доказано, что личность может развиваться только в комфортных условиях. Развитие успешно там, где ребенок чувствует поддержку учителя, товарищей. Здесь чаще звучат слова молодец, умница, блестяще, замечательно, давай подумаем вместе, здорово. Следует помнить, что страх, боязнь ошибки тормозит психические процессы, затрудняет память, мышление. Комфортно ли чувствует себя ребенок, поможет определить тест Люшера, основанный на выборе цветов. Как правило, уравновешенный ребенок выбирает 4 цвета: сине-зеленый, темно-зеленый, оранжево-красный, желтый. Черный, серый, фиолетовый, коричневый, указывают на тревожное состояние. Отсюда вывод: необходимо эмоционально настроить ребенка на урок. Этому способствуют минутки вхождения в урок. Мудрые высказывания: «Невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний ещё хуже». Платон. Или «Среди самых высоких - радость созерцать прекрасное, она ежедневно прибавляет по несколько лучей к тому свету, что царит здесь». Морис Метерлинк. Элементы самовнушения. Ребята, представьте, что внутри вас звучит мудрый голос, который хотел бы вам помочь стать умнее, обогатить вашу жизнь. Слышите, этот голос дает вам совет. У вас есть несколько минут, чтобы выслушать свой внутренний голос и рассказать, что вы услышали. Релаксация: упражнения «Подсолнух», «Белая магия», «Бутон», «Цветок добра». Звучит музыка, дети стоят, вытянув руки как бы держа цветок, учитель говорит: «Представьте, на ваших ладонях лежит цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает ласковый ветерок, будит воображение, придает бодрость, заряжает энергией. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения. Природотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Тема: «Правописание глаголов в н.ф. и в 3 лице». Звучит музыка, учитель говорит: «На берегу тихой речки жила- была царица «Лингвистика». Часто сидела она в своей дивной беседке и горевала: забыли жители её страны, как писать глаголы. Кто готов прийти на помощь? Тема: «Имя прилагательное» Ребята, давайте составим азбуку хороших, добрых слов на букву «А». Слова записываются, идет работа над темой.Элементы театрализации. «Жалобы лесных жителей». Ученики в образе цветов, животных рассказывают о своей жизни. Дети, давайте поможем лесным жителям! Вы готовы идти по дороге добра, испытаний, дороге многоликой и ведущей к познанию? Тогда, в путь! 2. Единство эмоционального и рационального. Методы подачи материала должны вызывать удивление. Что это такое? Возможно ли это? Давайте проверим! Кто прав? Тут помогут интересные факты, столкновение имеющихся знаний и нового- коллизии. Например: Ребята, при какой температуре тает снег? А может ли он таять при отрицательной температуре? Удивление, недоумение. Оказывается, может, если добавить в снег соль. Очень нравятся ребятам игры «Да - нет», «Рассказ домашнего задания по кругу», «Чудесный мешочек». Учитель рисует на доске маленький мешочек и говорит: «Ребята, сейчас мы будем складывать сюда все ваши знания, например, на тему «Парные согласные». Дети рассказывают всё, что они знают о парных согласных, после каждого ответа мешочек увеличивается в размерах. Каково же удивление ребят, когда из маленького, еле заметного, он превращается в огромный и неподъёмный. Сколько радости и восторга: это мы уже столько знаем?! После работы по перфокартам, тренажерам, карточкам дети с увлечением задают друг другу вопросы теоретического характера, которые и помогали им выполнять практическую работу. Очень нравится нам и блиц-опрос, когда одному ученику задают вопросы все ребята класса. Вопросы сыплются дождем, в классе оживление и лес рук. А теперь заглянем на урок литературы. В эмоциональной форме преподносим биографические сведения о Н. Сладкове. Представляете, - говорит учитель, он уже со второго класса вел дневник наблюдений за природой, куда записывал свои первые впечатления. Как вы думаете, что сделают ребята, придя домой? Вы правы, они заведут свои дневники. Главное - поддержать это прекрасное начинание на пути их личностного становления. 3. Вариативность. В чем она заключается? Задания, вопросы контекстуальны и многоаспектны, предполагают варианты ответов и решений. Вспоминается открытый урок в 1 классе по теме «Парные согласные». На экране стихотворение С. Черного «Зелёные стихи». Звучит вопрос общего характера: что заметили, читая это произведение? Это стихотворение, так как есть рифма и ритм. Мы попали в сказку: гномы песенку поют. Здесь всё зеленое: и дом, и пруд, и дуб, и гномы… Автор использует олицетворение: спит зеленый дуб. Детская мысль бьёт ключом. А учитель как равноправный участник учебного процесса, молча, указывает детям на тему урока. Недоумение на лицах ребят. Как же мы сразу не догадались?! Здесь есть слова на наше правило. И дальше дети выписывают слова на парную согласную, подбирают проверку, проговаривая правило. Работают в паре: сначала один ребенок объясняет и учит своего соседа по парте, а потом наоборот. Всё заканчивается проникновенным чтением стихотворения. В выборе домашнего задания предоставим детям большую самостоятельность. Может, это будет творческое задание, индивидуального или коллективного характера. Конечно, творчество невозможно без накопленного опыта, глубоких знаний, прочных умений и навыков, которые и дают основу для инсайта, озарения, проявления индивидуальности, самобытности. 4. Переход от учебно-познавательной деятельности к самостоятельной, поисковой, творческой, часто в нестандартных условиях. Ход познания идёт от учеников. Ещё Л. В. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Воздействуя на эмоционально- волевую сферу, учитель обращается к личному опыту детей, не сообщая в готовом виде то, к чему они могут прийти путём собственных внутренних усилий. А для этого предоставим ученику поле свободы. Наверное, о таком поле говорил Мишель Монтень: «Нам без отдыха жужжат в уши разнообразные знания, а я бы хотел, чтобы сообразуясь с душевными склонностями ребенка, ему самому бы предоставили возможность изведать вкус вещей и отыскать дорогу к знаниям». Чтобы её отыскать, учитель сознательно вовлекает учеников в один из приемов мышления, ставя их перед необходимостью наблюдать, сравнивать, классифицировать, проводить аналогии, обобщать, формулировать выводы, правила, понятия. Тем самым дети приобретают общеучебные умения и навыки, что ведет к развитию способов умственных действий, которые так необходимы в жизни и являются личностными образованиями человека. Идет урок русского языка. Дети читают предложение: Он посвятил это стихотворение сестре и дочери. Учитель: Что заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Дети: Существительные одного рода и падежа, а окончания разные. Какой вопрос возникает? Дети: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? Далее ребята решают проблему. Например, выдвижением гипотез. На ложные приводят контраргументы, а верные подкрепляют аргументами. Формулируем правило, закрепляем в речи, в самостоятельной работе, а потом и в творческой работе дифференцированного характера. При этом важно не топтаться на месте, а держать ученика в предельном напряжении его возможностей, иначе просто не будет личностного роста, и развития. Вывод: необходимо организовать интенсивную духовную жизнь на уроке. Ребенок учится ставить умные вопросы, вести спор в корректной форме, отстаивая свою точку зрения, учится оценивать свою работу и работу товарищей, испытывать чувства сорадости и сопереживания, находить рациональное зерно в каждом ответе, уважая личность в других и осознавая себя полноправной личностью. Ребенок учится с интересом, когда каждая частичка мысли заряжает его страстью познания, радостью открытия, когда детское сердечко радостно забьётся: «Ах, это тайна, волшебство и это я открыл его!» А учитель уже посылает ему воздушную пятерку. При этом у ребенка появляется желание работать ещё и ещё, осознавая свою значимость. Богатое глубокое содержание, целеполагание, совместный поиск, преодоление трудностей развивают волевые, нравственные, эстетические качества личности, заставляют и дальше продвигаться в личностном плане, выстраивая траекторию самообразования, самовоспитания, саморазвития. 5. Принцип развития. Развитие целого комплекса свойств личности: внимания, памяти, воображения, мышления осуществляю на факультативных занятиях и, конечно, на уроках. На минутку чистописания приходит кукла Минутка, пишем соединения с буквой «к», знакомимся со словом «карман». Ребята, у куклы Минутки под фартучком карман на букву «к». А дальше нам предстояло решить задачу: угадать, какой он. Дети называют: красивый, коричневый, красный, кружевной, круглый, квадратный, клетчатый, классический. Так плавно переходим к теме «Имя прилагательное». Задача- это исходное звено поискового, творческого начала. Существует огромное количество задач: прогностические, конструкторские, познавательные, задачи на изобретение, исследовательские. После изучения темы «Парные согласные» учитель предлагает исследовать слово «лебедь». В этом слове 6 букв, 5 звуков, мягкий знак не обозначает звука, 2 слога, 2 гласные, 3 согласные, сущ., нариц., одуш., ед. числа, жен. Р., безуд. Гласная е, проверить словом «лебедушка», парня согласная на конце, проверить словом «лебеди». Можно конкретизировать задачу: исследуй слово с фонетической точки зрения или с орфографической. Одни ученики заметят внешние, несущественные признаки, другие - более глубокие, но и в первом и во втором случае идет развитие, дети измеряют возможности своего личностного роста, а учитель не стремится к одинаково быстрому результату у всех учащихся класса. Очень мудро по этому поводу сказал Л. Н. Толстой: «Хочется побыстрее сформулировать знания, умения и навыки, проведя ребенка через определенные этапы усвоения. Но через какие этапы вести Леночку, а через какие Ванечку? И как здорово, что развивающая педагогика- педагогика личностного роста, построена на основных законах психодидактики. При обучении она учитывает, что левое полушарие дробит мир на кусочки, выстраивает причинно-следственные связи. Правое воспроизводит мир целостно. Его мышление образно, интуитивно. Следует знать, что у младшего школьника больше развито правое полушарие, ему важно наработать чувственный слой, схватить общее, а потом перейти к классификации и оречевлению. Эти особенности учитываются при ознакомлении с окружающим миром, а изучении фразеологизмов по русскому языку – яркий пример, как от слов – образов можно перейти к глубокому смыслу слова. Чтобы не перегружать левое полушарие на уроках математики в учебнике много заданий творческого характера, где ученик- настоящий соавтор. Эти особенности не дают потерять генераторов идей - правополушарников и не эксплуатируют на первых порах левополушарников. А значит, развивают и тех и других. Кроме того, все мы знаем, что для совместной работы обоих полушарий требуется развитие координации, моторики движений. В этом помогают упражнения «Мозговой гимнастики» Н. Локаловой «Точки мозга», «Ленивые восьмерки, «Шапка для размышлений» и, конечно, пальчиковая гимнастика. Доказано, что дети наиболее открыты для личностных контактов, личностного развития. Особенно заметно это на уроках литературного чтения. Урок начинаем с декламации стихотворений, изученных ранее, что развивает память, оттачивает дикцию, учит управлять голосом и постигать красоту оттенков интонации русской речи. Или организуем «Наш театр». Дети надевают маски животных, и звучит диалог. - Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! - А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли? - Да не то чтоб некрасивый… - Может, я с колючками неуклюжий? - Да не то чтоб неуклюжий… - Ну так какой же я такой с колючками-то? - Да какой- то ты с ними, брат, несъедобный… Опираясь на чувственный опыт и связь с другими видами искусства, ребенок не только открывает секреты литературы, он проникается уважением к творчеству мастеров, чувством восхищения их дивным талантом и стремится подражать, творить, создавать прекрасное своими руками, своей душой. Мы переносимся в мастерскую детской души: мастерскую мысли, слова, умелых рук. Сотворчество, содружество вызывает активность, увлеченность и способствует проявлению лучших человеческих качеств. Первые стишки, самостоятельно сочиненные прибаутки, небылицы, сказки, литературные этюды и зарисовки наполнены личными переживаниями, наблюдениями и глубоким смыслом. Это помогает учителю проследить личностный рост каждого ученика, развивает в ребенке стремление к самооценке, что в свою очередь ведет к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию личности. Золотым дождем осыпает меня русская красавица- березка. А кленовый лист парит в воздухе, покачиваясь и кружась, медленно и торжественно ложится к моим ногам. Огромные листья каштана, как лапы неведомого чудовища, опускаются на землю. В этом году я опять соберу листья. Снежной зимой они будут веселить душу и напомнят мне о прекрасном времени года - золотой осени. Читая эти строки, понимаешь, ради чего стоит жить, работать, трудиться, совершенствовать себя, понимаешь, что жить надо с любовью, с любовью к людям, к этой земле и с верой в завтрашний день. Времена меняются, дети остаются детьми. В общении с ними надо не мерить их по- своему времени, а каждый раз стараться увидеть хорошее, лучшее и помочь им состояться как личность.
|