Исследовательская работа «Снег и лёд».
Выполнила ученица 1-в класса
Сараева Анна
Учитель Сараева Т. П.
План исследовательской работы.
I. Введение.
II. Физические свойства снега и льда.
III. Значение снега и льда в жизни природы и человека.
IV. Заключение.
V. Литература.
VI. Приложение.
I. Введение.
Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и меня. С приходом зимы температура понизилась. Это привело к изменению атмосферных осадков. Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед?
Прочитав сказку о снежинке и льдинке, решила провести своё исследование. Давайте послушаем сказку.
Жили- были две сестрички- капельки. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды – замарашка».
И решила я помирить снежинку и льдинку, а заодно выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Всё вышеизложенное определило выбор моей темы: «Снег и лёд. Общее и различное», и формулировку проблемы: похожи ли снег и лёд и какие физические свойства доказывают это.
Объект исследования: снег и лёд.
Предмет исследования: физические свойства.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Познакомиться с физическими свойствами снега и льда.
2. Выявить сходство и различие.
3. Изучить литературу, которая рассказывает о пользе снега и льда.
Гипотеза.
Можно предположить, что родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.
Методы исследования:
- изучение природоведческой литературы по данной теме;
- прямые и косвенные наблюдения;
- проведение опытов;
- анализ полученных результатов путем сравнения.
Исследование проходило в несколько этапов:
1 этап-(декабрь) – экскурсии в зимний парк.
2 этап-(январь) – проведение опытов
3 этап-(февраль)- изучение литературы, анализ и обобщение опытно- экспериментальной работы, оформление документации.
II. Физический свойства снега и льда.
Проведем несколько опытов.
Опыт № 1. Возьмём лист белой бумаги, поднесём к нему снег. Цвет одинаковый.
Опыт № 2. Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.
Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Опыт № 3. Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега - ничего не видно. Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка. Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
Опыт № 4.
После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
Рассмотрим одинаковые свойства снега и льда.
Опыт № 5. Возьмём снег и кусочек льда, принесем домой, поместим их в стаканы. Через некоторое время в стаканах появилась вода.
Вывод: снег и лёд под действием тепла превратились в воду.
Причем снег растаял быстрее, чем лёд.
Опыт № 6. Бросим снег и лёд в емкости с водой. Мы видим, что снег и лёд не тонут.
Вывод: снег и лёд легче воды.
Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.
III.Значение снега и льда в жизни природы и человека.
Наблюдение № 1. Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. Это озимые сорта пшеницы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик,
Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.
Различные свойства.
Снег - белый, непрозрачный, быстро тает, мягкий, рыхлый.
Лёд - бесцветный, прозрачный, медленно тает, твердый, хрупкий.
Общие свойства.
- Легче воды.
- Состоят из воды.
- Сохраняют тепло.
Снег и лёд – это зимние развлечения для ребят.
Наблюдение №2. Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
Вывод: снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека.
IY. Заключение.
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами. Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых. А вам интересно, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда, слушайте. Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. «Я тебе все прощаю - говорит льдинка – думаю, что ты никогда - никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого». Обе капельки, влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили. Их говорок, наверное, и вы слышали, ребята, ведь к нам пришла весна.
Литература.
1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин.
2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.
3.Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990.- 128 с.:
4. Мир вокруг нас: Учеб. 1 класс Москва «Просвещение», 2001.- 127 с.: