Урок русского языка

(технология деятельностного подхода)

(4 класс, система Л.В. Занкова)

Тема: «Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице».


Цели: познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3 лице, учиться задавать вопросы к глаголам, учить самостоятельно добывать знания, обучать написанию мини- сочинения, употребляя глаголы в н. ф. и в 3- м лице, развивать воображение, внимание; воспитывать чувства прекрасного, прививать любовь к родной природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, набор карточек по степени трудности, карточки для работы в группах, музыкальные произведения Э.Грига «Утро», П.И. Чайковского «Подснежник».

Ход урока
I.Организационный момент
Релаксация под музыку П.И. Чайковского «Подснежник».
Учитель. На ваших ладонях лежит цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок русского языка.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебной деятельности.
У. «Среди самых высоких- Радость Созерцать Прекрасное, она ежедневно прибавляет по нескольку лучей к тому свету, что царит здесь…»- писал Морис Метерлинк. Поделитесь своими мыслями.
Предлагаю наш урок посвятить весне. Весна - шумное время года. Поговорим о звуках, которые вы услышите весной и буквах, которые их обозначают.
Эта буква обозначает согласный звук. Варианты. /21/
Непарный согласный. /9/
Непарный глухой. /4/
Всегда твердый звук. /1/ - [ц]
Пропишите букву, используя свою закономерность.
У. Природа оживает, просыпается, приходит в движение. Как автору удалось передать это движение?
На экране демонстрируется слайд №1
Яркое солнце освещает лесную полянку. Растаял последний снег. Появились на земле первые весенние цветы. Глянул голубой глазок смелого подснежника. Скоро заблестят в зелени белые горошины ландыша. Ты любуешься красотой родной природы и не хочешь уходить из леса.
Д. Автор использует глаголы: освещает, растаял, появились, глянул…
У. Задайте друг другу вопросы по теме «Глагол».
У. Мы повторили теорию, поупражняемся в орфографической зоркости. Найдите слова на правописание глаголов.
Дети комментируют слова и записывают в тетрадь.
У. Чем мы занимались?
-Сформулируйте тему.
Д. Правописание глаголов.
2. Проблемная ситуация «со скрытым затруднением»
У. Мы продолжаем учиться грамоте. Запишите пословицу: Грамоте учиться – всегда пригодится. (1 или 2 ученика пишут на доске; задание на ошибку)
У. Посмотрите, как это предложение записала я. Что заметили? В чем наша проблема? Чего мы не знаем?
Д. Мы не знаем, у каких глаголов перед – ся пишется мягкий знак, а у каких- нет.
У. Как решить эту проблему?
Д. Надо понаблюдать за словами.
У. Предлагаю материал для исследования. На доске слова: улыбается, распускаться, улыбаться, светится, светиться, распускается.
- Что заметили? На какие 2 группы поделим слова?
- Что объединяет слова 1 группы? А второй?
- Какой вывод сделаем?
- Сравним нашу формулировку с той, что дана в учебнике. Открыли с.
-Каждый читает правило самостоятельно в полголоса.
- Совпали выводы?
- Проговорим это правило вместе.
- Кто продолжит тему урока? Какова цель нашего урока?
Д. Мы должны научиться писать глаголы в н. ф. и в 3- лице.
3. Составление алгоритма.
У. Проверка любой орфограммы имеет свой четкий алгоритм. Выстроим алгоритм проверки –тся, -ться у глаголов.

Алгоритм

1. Найду слово, от которого зависит глагол на [ца].
2. Задам к глаголу вопрос.
3. В вопросе слышится [ ть ], мягкий знак пишем. Слышится [ т ], мягкий знак не пишем.
У. Этот алгоритм у каждого на столе. Возьмите карточку №1. После уроков вставите алгоритм в папку теории, а сейчас поучимся им пользоваться.
III. Первичное закрепление во внешней речи.
1.У. Работаем у доски.
Демонстрируется слайд №2
Проснутся в наших лесах первые шмели, и начинают распускаться цветы медуницы.
2.У. Поработаем в группах под руководством капитанов. Образовали группы, взяли алгоритмы и текст. Работаем.
Как только прилетят ласточки-касатки, раскрывают.ся цветы баранчиков. Баранчики называют.ся баранчиками, потому что листья их покрыты бархатным пушком, как шерстка молодого барашка. Цветы начинают тянут.ся к теплому солнышку и напоминают связку золотых ключиков. Смотришь, и может показат.ся, что именно этими ключиками открывает весна двери теплу и свету.
3. У. Проверим вашу работу.
Демонстрируется слайд №3
-Капитаны похвалите тех, кто справился с заданием хорошо.
-Если кто-то остался без похвалы, не огорчайтесь, у вас всё впереди.
4.Физкультминутка «Росток» под музыку Э. Грига (релаксация)
Звучит музыка Э Грига «Утро» Дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив её руками.
У. Представьте, что вы маленькое семечко, и вы глубоко в земле. А сейчас вы начнете расти, медленно, но уверенно. Раз - мы поднимаемся, два- мы раскрываемся, три- наши листики тянутся к ласковому солнышку. Наши бутончики распускаются. Мы красивые цветы. Мы улыбаемся солнышку . И вдруг подул холодный, порывистый ветер. Он волнует цветочное поле, раскачивает: вперед, назад, вправо, влево, но мы крепко держимся за землю. Никакой ветер не сможет погубить красивые цветы. Так добро побеждает зло!
IV. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
У. Продолжаем работать над темой. Предлагаю вам самостоятельную работу.
Дети выполняют задания дифференцировано.
1. Напишите в скобках вопросы и вставьте, где нужно ь знак. (приложение №1 )
2.Выпишите словосочетание с вопросом на новое правило. Раскройте тайны произведения. (приложение №2 )
V.Включение нового в систему знаний.
У. Что объединяет все эти задания?
Д. В них говорится о весне, о подснежниках. Они на новое правило.
У. Предлагаю творческую работу. Поработайте с позиции автора. Составьте небольшой текст о подснежнике, употребив глаголы в форме 3-его лица и неопределенной формы.
-Кому нужна помощь?
Желтая карточка - опорные слова (приложение №3).
Зеленая карточка - в помощь слова в начальной форме (приложение №4 )
У. Послушаем, что у вас получилось.
Проверка. Учащиеся зачитывают 2-3 текста.
VI. Рефлексия деятельности.
У. Проанализируйте свою работу на уроке.
У. Мы сегодня читали тексты о цветах, вы писали сочинение. Каким предложением или призывом вы бы закончили их?
Д. Давайте не рвать цветы, а наслаждаться их красотой! Покажите карточку. Умнички!
Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов». Идет демонстрация слайдов весенних цветов.
У. Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.


Алгоритм для проверки -ться и тся

1. Находим слово, от которого задаём вопрос к глаголу на [ца].
2. Ставим к глаголу вопрос.
3. В вопросе слышится [ ть ]- мягкий знак пишем.
Слышится [ т ]- мягкий знак не пишем.

Как только прилетят ласточки-касатки, раскрывают. ся цветы баранчиков. Баранчики называют .ся баранчиками, потому что листья их покрыты бархатным пушком, как шерстка молодого барашка. Цветы начинают тянут .ся к теплому солнышку и напоминают связку золотых ключиков. Смотришь, и может показат .ся, что именно этими ключиками открывает весна двери теплу и свету.

Приложение №1
1. Напишите в скобках вопросы и вставьте, где нужно пропущенные буквы.

В русской легенде ( ) говорит…ся, что однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром договорились не пускать на землю Весну. Тогда смелый подснежник решил ( )обратит…ся за помощью к Солнцу.
Солнце промолвило: «Как только мой тёплый луч
( ) коснет…ся земли, смело встречай Весну- Красну!»


Приложение №2
2.Выпишите словосочетание с вопросом на новую орфограмму.
Раскройте тайны произведения.

На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.




Приложение №3
Желтая карточка
Подснежник.
Опорные слова: начинают распускат.ся, улыбает.ся солнышку, светит.ся глазок.
Приложение №4
Зеленая карточка
Подснежник.
Улыбаться, весеннее, солнышко, весело.
Лес, распускаться, в, начинать, подснежники.
Словно руки, к небу, нежные, тянуться, листья.
Стебелек, светиться, голубенький, глазок, на.
Подснежник, храбрый, не, бояться, снег, мороз, и.


Медуница неясная. Пригреет весеннее солнце, проснуться шмели и полетят из норок за сладким соком- нектаром к цветам медуницы. Сладкого, медового на вкус сока нектара в цветах много, поэтому её и называют медуницей. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни - розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие. Розовыми цветки бывают, когда только расцветут. Пройдет время, и из розовых они становятся фиолетовыми, а потом синими. Листья у медуницы шероховатые, как шерстяная одежда. Они защищают медуницу от весенних холодов. Когда медуница отцветет, соберите осторожно её семена, посейте около дома. И каждую весну у вас под окном будет цвести медуница.

На глинистых склонах оврагов, лесных опушках уже в середине апреля раскрываются желтые соцветия мать-и-мачехи. Цветы сидят на стебельках без листьев. Лишь после цветения появляются сердцевидные листья. Пощупайте их- снизу они теплые и мягкие, сверху- холодные и жесткие. Отсюда и название этого растения - мать-и- мачеха.

На самом краю полянки, куда выбегают веселые березки, заметил я небольшие росточки, очень похожие на шильца. И вот росточек стал разворачиваться, и вместо него появились листья ландыша. А следом потянулся вверх и тоненький стебелек с маленькими зелеными шариками –бутончиками. А через день-два эти бутончики- шарики из зеленых стали белыми, а потом раскрылись белоснежными цветами. Цветочки ландыша раскрыты и ночью. Пройдет лето, и над листьями загорятся ярким огнем оранжевые ягоды. Как и листья, они ядовиты. А вот врачам они очень нужны- из ягод делают ландышевые капли, которые помогают при болезни сердца. Иногда ландыш называют заячьими ушками. В наших лесах ландышей становится все меньше и меньше. Давайте же будем очень бережно относиться к ним.


Научное название баранчиков -первоцвет настоящий. Как только появятся в наших лесах первые ласточки, раскрываются золотые цветы баранчиков. Баранчиками их называют потому, что листья покрыты бархатистым пушком- они мягкие на ощупь, как шерстка молодого барашка. А еще называют первоцветами, потому что они расцветают рано по весне. Цветы первоцветов яркие, желтые. Они высоко подняты на стебельке и собраны вместе, будто связка золотых ключиков. Отсюда и еще одно название- ключики. Смотришь на эти желтые, веселые цветы, и кажется, что этими самыми ключиками отпирает весна двери теплу и солнцу. Берегите эти чудесные цветы- ключики весны. Попробуйте развести, как медуницу у себя дома. Рано весной выкопайте это растение со всеми корешками и так с земляным комом и принесите домой и посадите. Баранчики – ключики целую весну будут дарить вам свою радость.


Не успеет теплый весенний ветерок согнать снег, как на краю леса, уже покачиваются на ветру резные юбочки и белые или желтые цветы ветреницы.
Зовут ветреницу ветреницей за то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от самого слабого ветра. Приглядитесь к этим веселым цветам, и вы заметите, что они все время смотрят прямо на солнце. Как и все другие подснежники, цветут ветреницы совсем недолго. Пройдет чуть больше недели, и не отыщешь уже нигде этих красивых цветов, что покачивались на ветру.







Подснежников существует около 18 видов. Встречаются в Средней и Южной Европе, в Крыму, на Кавказе и Малой Азии. Больше всего подснежников, около 16 видов, на Кавказе. 6 видов занесены в Красную книгу СССР. О подснежниках сложено немало легенд. Одна из них гласит, что когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Она с грустью вспоминала о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Так что первыми цветами на Земле, возможно, были именно подснежники. Неизвестно, когда впервые начали выращивать подснежники. Скорее всего, они стали одними из первых садовых растений, что неудивительно: первые цветы после унылой холодной зимы неизбежно привлекают внимание, даже если они маленькие и неяркие.







Приложение №4
Зеленая карточка

Подснежник.
Улыбаться, весеннее, солнышко, весело.
Лес, распускаться, в, начинать, подснежники.
Словно руки, к небу, нежные, тянуться, листья.
Стебелек, светиться, голубенький, глазок, на.
Подснежник, храбрый, не, бояться, снег, мороз, и.

© saraev alex

Конструктор сайтовuCoz