Урок литературного чтения.

Тема: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».


Цели: создать положительную мотивацию на уроке, обогатить словарный запас, выяснить, какие художественные приемы помогают автору передать свои чувства и настроение, формировать умение задавать вопросы к тексту, анализировать, сравнивать; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Оборудование. Изображения тучки, утеса, звезд. Портрет писателя М. Ю. Лермонтова. Лента времени, дерево интонации, таблица «Художественные средства». Памятка «Первые шаги выразительного чтения», словарик настроений, видеофильм «Биография писателя».

Ход урока.
I. Организационный момент.
Релаксация под музыку.
Учитель. Ребята, внутри каждого из вас живет мудрый голос. Он ведет нас по жизни, помогает нам стать добрее, умнее. Давайте прислушаемся к нему. Интересно, что он говорит о предстоящем уроке?
Дети. Я хочу прикоснуться к прекрасному миру искусства.
Хочу раскрывать тайны произведения, попытаться прочитать
между строк.
Мне хочется научиться читать выразительно, с чувством, чтобы
услышать аплодисменты ребят.
Хочу познакомиться с мастерами слова
Учитель. Пусть ваши надежды оправдаются. А наш урок будет интересным, познавательным и затронет струнки вашей души. Что готовили дома?
II. Актуализация знаний.
Дети. Повторяли стихи о природе, которые учили раньше.
Учитель. Оживим нашу память. В каком литературном произведении встречали этот образ? /Учитель показывает репродукцию А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Дети. Произведение А. С. Пушкина «Тиха украинская ночь»
Кто желает прочитать? /Звучит «Сладкая греза» П. И. Чайковского/.
Учитель. Какое стихотворение вам хочется прочитать, рассматривая эту картину?
Звучит произведение П. Чайковского «Октябрь», ученик читает стихотворение К. Кулаковской «Отвеселилось беспечное лето».
Учитель. А этот образ, какое стихотворение навеял? /показ репродукции И. Грабаря
Дети. Д. Кедрин «Осенняя песня».
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, ученик читает произведение Д. Кедрина.

Поблагодарим исполнителей аплодисментами.
Учитель. Что объединяет эти произведения? Какие образы создают авторы? Слово «образы» появляется на доске. Как сказать короче? Картина, изображающая природу- это образ… (пейзаж) А это пейзаж? Учитель вешает еще одну репродукцию «В горах» М. Ю. Лермонтова. Опишите.
Учитель. Эту картину нарисовал М. Ю. Лермонтов.
Кто знает, как по-другому называется высокая скала? Это утес. Это и произведение, с которым мы познакомимся на уроке.
Написал его М. Ю. Лермонтов. Родился он в Москве 15 октября 1814 года. Давайте обратимся к ленте времени и зажжем на ней звезду творчества М. Ю. Лермонтова. В каком веке он создавал свои произведения? Теперь наша тема урока звучит полно, прочитаем: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».
III. Восприятие темы.
Учитель. Откройте словарики настроений, мы отправляемся в мир поэзии.
Звучит произведение М. Лермонтова «Утес».
Поделитесь своим настроением, чувствами, мыслями.
Дети.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы так выразительно прочитать?
Дети. Нужно раскрыть тайны произведения.
Учитель. Что значит, раскрыть тайны произведения?
Дети. Найти художественные приемы, понять, что хотел сказать автор.
Словарная работа.
Учитель. Кто раскрывает тайны?
Дети. Исследователь, следователь, следопыт. Кладоискатель, детектив, сыщик, почемучка, шпион, агент, всезнайка, ученый. Сегодня у вас есть возможность побывать в роли исследователей и почемучек.
Учитель. Исследуйте текст и найдите непонятные слова.
Самостоятельное чтение произведения учащимися.
Учитель. Какие слова предлагаете прокомментировать? Обратимся к словарю.
ЛАЗУРЬ - светло- синий цвет. Небесная лазурь.
УТЕС- высокая скала. Гранитный утес. Как утес стоит кто-то (твердо, непоколебимо)
Учитель. Определите жанровую принадлежность.
Дети. Это стихотворение, так как есть рифма и ритм.
Учитель. Найдем рифмы. Какая рифма?
Дети. Рифма опоясывающая.
Учитель. Она помогает читать произведение в спокойном темпе, раздумывая.
- Какие образы создает поэт?
Дети. Образ тучки и утеса.
/Образы появляются на доске/
Учитель. Какие картины вы представили, читая произведение? Ответы детей подкрепляются словами текста.
Дети. Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес.
Учитель. Вы представили красивый пейзаж. Но в поэзии образы живут двойной жизнью. Только ли о тучке и утесе идет речь в этом стихотворении? Ответ мы дадим, когда разгадаем все тайны произведения. Предлагаю поставить вопросы к ключевым словам стихотворения.
Дети сами ставят вопросы и сами на них отвечают.
- Почему тучка золотая?
Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота. А может, она такая красивая, что глаз нельзя отвести.
Учитель. Какие действия совершала тучка? Прочти.
Учитель. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?
Дети. Человек. Молодая девушка.
Учитель. Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Закрыли глазки. Представьте, что к вашим ногам опускается маленькая тучка. Мы садимся на неё, и она поднимает нас выше и выше. Мы видим яркий месяц, блестящие звезды. Наша тучка опускается на вершину высокой горы. Кругом тихо, наступает ночь.
Учитель. Продолжаем задавать вопросы.
- Почему ночевала на груди утеса- великана?
Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.
- Почему утеса- великана?
Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.
Учитель. Только ли размер важен, когда автор говорит об утесе – великане?
Д. Нет, он называется еще и старым, у него морщины, он прикован к месту, не может двигаться и странствовать, как наша тучка. Но может поддержать в трудную минуту, выслушать, дать совет.
- Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы тучки?
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Влажный след, напоминающий об облаке. Почему задумался глубоко?
После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность.
- Почему тихонько плачет?
Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает.
- Почему тихонько плачет?
Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Стыдно плакать.
- Почему в пустыне?
Когда человеку тяжело, он не замечает ничего вокруг. Он ушел в себя. Учитель. Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него (учитель убирает тучку, звезды, месяц). Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства … Помогите мне.
Дети. Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.
Учитель. О чем мы сейчас говорили?
Дети. О чувствах.
Учитель. Образ – пейзаж позволил нам говорить не просто об удивительно красивой природе, но и (открывается запись) о человеческих чувствах, о человеческих переживаниях. Значит образ – пейзаж – это мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Какой прием помог нам говорить об утесе как о живом человеке?
Дети. Олицетворение.
Учитель. Найдите олицетворения.
Учитель. А какой прием помог автору ярче передать эти чувства?
Дети. Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая - старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя - тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.
Учитель. А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве? О ком это произведение?
Д. О самом авторе, его переживаниях.
У. С кем сравнивает себя поэт? Почему?
У. Такие произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими. Лирика – род литературы, собственное «я» поэта, это мир, увиденный и пропущенный через сердце. Как и утес, наш поэт был одинок. В три года он остался без мамы, его воспитывала бабушка. В детстве маленький Миша часто болел. Бабушка заботилась о внуке, о его здоровье, часто возила лечиться на Кавказ. Горы он любил с детства. Их снеговые ослепительные вершины, бурные, пенистые речки, пологие склоны, поросшие зеленью. Давайте перенесемся в то время, когда жил М. Лермонтов.
/Просмотр видеофильма/
Учитель. Что вы узнали о М. Ю. Лермонтове?
Миша был удивительно одаренным. Еще ребенком любил подбирать рифмы к словам. Прибежит к бабушке и говорит: речка-печка, кошка- окошко. Лермонтов чудесно лепил из воска, рисовал, знал английский, французский и немецкий языки, играл на фортепиано и флейте.
Учитель. Учился Лермонтов много. Благородный пансионат при Московском университете, военная школа в Петербурге. Повзрослев, став военным человеком, участвовал в боевых походах на Кавказе. Он чувствовал в своей душе необъятные силы, ему хотелось быть полезным людям, всему миру. М. Лермонтов - сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и одинокий. С ним не было рядом человека, который разделил бы его беды и радости. В стихотворении он пишет о своих чувствах, переживаниях, а мы постараемся передать их при помощи выразительных средств интонации. /Дерево интонации/
Работа в паре.
Учитель. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
На партах памятка «Выразительное чтение»
У. Послушаем, что у вас получилось.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать, если кому- то одиноко?
Ответы детей.
Учитель. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.
Читает учитель.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь в душе они совсем не те…
Боимся мы в глаза смотреть друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться быть открытым,
Друг другу в жизни надо помогать.
Давайте поможем нашему утесу, вернем ему красивую тучку.
IV. Рефлексия.
- Если вам нравилось, как вы работали, если у вас все получалось, то возьмите зеленую тучку.
- Если все удавалось, но не сразу – выбери желтую.
- А если трудных моментов было много, возьмите красную тучку. Давайте подарим их нашему утесу. Посмотрите, как красиво!
V. Творческое домашнее задание.
Учитель. Мы много сделали на уроке. Предлагаю творческое домашнее задание по выбору.
- Создайте образ тучки и утеса красками.
- Выучите стихотворение «Утес», поищите музыку, созвучную тому настроению, что в стихотворении.
- Выучите другое стихотворение М. Ю. Лермонтова, в котором тоже присутствует тема одиночества, тоски. И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где- то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.

© saraev alex

Конструктор сайтовuCoz