Урок литературного чтения
Тема: « Образы добра и зла в сказке Ш. Перро «Спящая красавица».
Цели урока: - ввести в творческую лабораторию писателя Ш. Перро,
учиться отыскивать тайны произведения, находить в тексте
художественные приёмы, развивая исследовательские умения
и навыки;
- работать над монологической речью, совершенствовать
навыки выразительного чтения, пересказа;
- вести работу по осмыслению нравственных проблем сказки,
воспитывать доброе отношение к людям и развивать в ребёнке
чувство прекрасного.
Методы и формы работы:
- фронтальная форма познавательной деятельности с
элементами эвристической беседы;
- акцентное вычитывание;
- организация частично- поисковой работы;
- рефлексия.
Оборудование: сказочная панорама образов - рисунков, музыкальные
фрагменты из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица»,
литературная карта, мультимедийный проектор, круги двух
цветов, ленты для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Релаксация под музыку Э. Грига «Утро».
Слова учителя.
Представьте, на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Чувствуете, как добро входит в вас, заряжает энергией, придаёт бодрость, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний.
На доске литературная карта с форзаца учебника В. Ю. Свиридовой.
Вам знакома эта карта? Она нам вновь сегодня необходима. И мы на дороге открытий. (Учитель прикрепляет кружок на эту часть карты)
(Звучит г/з из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».)
В каком литературном произведении мы оказались?
Что вы скажете о сказке с точки зрения классификации сказок?
№ 2
Ученик. Это сказка авторская, так как у неё есть автор - Ш. Перро и волшебная, потому что есть волшебство, превращения, есть сказочный предмет- палочка…
Кто дополнит?
Мы с вами незаметно добрались до фольклорной волости. Почему мы оказались именно здесь? Вспомните, Ш. Перро сам сочинял сказки или использовал народные сюжеты?
Ученик. В своей карете Ш . Перро объехал много французских деревушек, собирая народные сказки…
(На экране портрет писателя).
Да, в памяти Шарля Перро бережно хранилось не меньше французских народных сказок, чем в «Тысяче и одной ночи». Перро брал народные сюжеты и расцвечивал их юмором и фантазией.
Давайте и мы прикоснемся к миру волшебства, где все невероятное, причудливое, затейливое, таинственное. Итак, перед нами сказка Ш. Перро «Спящая красавица».
Какие образы создал Ш. Перро в сказке?
Ученики. Ш.Перро создал образ принцессы, принца, фей, злой феи и доброй, короля и королевы…
(Образы - рисунки появляются на доске).
Вы согласны с таким расположением образов?
Ученики. Да, добрые силы в одной стороне, а злые в другой.
Значит, о чём пойдёт речь на уроке? (О добре и зле)
А более конкретно? Давайте сформулируем тему урока.
« Образы добра и зла в сказке Ш. Перро « Спящая красавица».
3. Анализ произведения.
Как вы работали дома с произведением?
Ученики. Мы искали художественные приёмы…
-Мы открывали тайны этого произведения…
-Представили себя в роли детективов и пытались раскрыть замысел автора…
Учитель.
У каждого из вас будет возможность поделиться своими открытиями во время путешествия по сюжету, эпизоды которого мы будем обозначать цветом: розовым или черным. (Круги соответствующих цветов лежат на партах) Итак, мы на мосту сравнения. (учитель передвигает кружок по карте)
- Прочтите зачин. Каким цветом обозначим, покажите.
Закон жизни таков: всё течет, всё изменяется. Светлый цвет меняет темный.
Почему?
Ученики. У короля и королевы радость- родилась дочка…
Движемся дальше по сказке. Какой эпизод следующий?
(Ученики пересказывают эпизод праздника)
Учитель. Покажите цвет.
И вот опять тёмное пятно. Почему?
Как называется эта структурная часть сказки?
(Кульминация)
Что вы чувствовали, когда читали этот эпизод?
Ученики. Я волновался…. Мне было жаль…
Волнение, напряжение возникали благодаря какому образу?
Какие слова создают образ зла?
Ученики. Старая фея, умрёт, колдунья, страшный подарок.
Мы знаем, что слово «колдунья» применимо только для тёмных сил. А для светлых сил – слово «фея». Давайте подберём синонимы.
Ученики (Фея, кудесница, волшебница, чаровница).
Кто продолжит сюжетную линию дальше?
Дети пересказывают («Утешьтесь, король и королева! Ваша дочь останется жива…»)
Цвет…(ребята поднимают розовый кружок)
Кто продолжит пересказ?
Цвет…(ребята поднимают чёрный кружок)
Ребята, в этом эпизоде много и светлого. Да, предсказание сбылось, но не всё так страшно. Докажите словами из текста.(с.152)
Какой приём помог автору изобразить и светлые, и темные силы в одном эпизоде?
Ученик. Автор использовал прием контраста..
Найдите слова-контрасты.
Ученики. Упала замертво, но хороша собой, глаза закрыты, но тихонько дышит, смерть, но сон…
Обратимся к экрану и прочтём ещё раз слова –контрасты.
Так какой же цвет возьмём?
(Дети показывают кто розовый, а кто –розовый и чёрный)
Приём контраста используется и в музыке. Композитору П.И. Чайковскому он понадобился, чтобы создать образы добра и зла в балете «Спящая красавица». (Звучат музыкальные фрагменты , а дети кругами сигнализируют образы добра и зла).
Учитель. Вам понравилась музыка? Кто желает её послушать ещё раз?
Музыкальная релаксация.
Ребята, представьте, что вы маленькое зёрнышко и вы глубоко в земле. (Дети сидят на корточках, голову нагнув к коленям) А сейчас мы начнём расти : медленно, но уверенно. Один - медленно выпрямляются ноги; два –постепенно выпрямляется позвоночник; три- поднимаем руки вверх, смотрим вверх; Мы красивые стройные деревья. Наши листики тянутся к ласковому солнышку. И вдруг подул холодный порывистый ветер. Он раскачивает стволы деревьев: назад, вперед, влево, вправо. Но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые , стройные деревья. Вот так добро побеждает зло.
Продолжаем работать над текстом. И вот фея прикоснулась своей волшебной палочкой ко всем, кто был во дворце. И …(дети пересказывают сюжет)
Как вы думаете, почему вокруг замка вырос непроходимый лес?
Ученики .Лес охранял сон принцессы и должен был стоять на страже 100 лет.
А где вы нашли ответ на этот вопрос?
Молодцы! Вы сейчас ответили на «подтекстовый» вопрос, а это под силу только настоящим исследователям! Вот мы увидели ещё один образ, образ леса.
Пришло время поговорить о … принце. Расскажите о нём.
(И почувствовал … и сразу решил …)
С помощью каких глаголов автор передает движение принца навстречу добру?
Ученики. Отправился, спросил, почувствовал, сердце « загорелось,» сразу решил, соскочил…
Давайте ещё раз прочитаем эти слова с экрана. (Экран).
Ребята, почему автор использует так много глаголов?
Ученики. Принц борется со злом, он не стоит на месте…
Только тот, кто действует способен одолеть силы зла…
Ребята, и лес почувствовал, что пришел именно тот принц! Почему о лесе я сказала: почувствовал? Какой приём использует автор?
(Олицетворение). Докажите.(Дети зачитывают отрывок со слов «…и сейчас же высокие деревья…»
Какой цвет появится на нашей карте?
( В процессе работы на сюжетном течении карты выстраиваются круги чёрного и розового цвета).
И вот принц в комнате у принцессы. Найдем этот отрывок. Давайте прочитаем так, чтобы слушатели почувствовали настроение происходящего.
(Дети читают)
Учитель. Жизнь побеждает. Какие глаголы говорят об этом?
Ученики. Проснулась, открыла, взглянула, пробудилась, ожил, зашумел…
Учитель. Давайте ещё раз вместе прочитаем эти слова.(Экран).
Но движение не заканчивается. Оно продолжается и нарастает. Прочитайте концовку сказки и покажите голосом, интонацией это движение.
Дети читают концовку с.155.
4. Обобщение.
Прошло много лет с тех пор, как Ш. Перро написал эту чудесную сказку, а было это в 17 веке (обращаюсь к ленте времени). Сейчас уже 21 век , но мы вновь и вновь с трепетным волнением перечитываем её, переживая за её героев.
Давайте проследим наш цветовой путь по сказке. Что вы заметили?
Ученики. Начало - черный цвет. Силы добра и зла борются. Но добро побеждает зло, поэтому заключительный цвет нашей цепочки – розовый.
Вернёмся к нашим образам. Посмотрите на светлые силы и темные.
Зло представлено сколькими образами? А добро…(образов много)
Зло изначально сильнее добра: «Утешьтесь, король и королева! … Правда, я не так сильна, чтобы сказанное сделать несказанным…». И каждый из этих образов слабее образа зла, но почему они смогли победить?
Ученики. Добрые силы тянулись друг к другу, соприкасались и победили
Добрых героев больше в сказке, чем злых..
Добрые силы не бездействовали, они решительно шли к цели…
В сказке всегда добро побеждает зло.
Учитель. Такая борьба не только в сказочном мире, но и в реальном. В жизни всегда есть 2 чаши: добра и зла.( На экране 2 чаши) У каждого есть выбор, какую чашу пополнить своими поступками. В каждом человек много качеств. Какие из них ложатся в чашу зла?
Ученики. Лесть, грубость, зависть, лицемерие, ложь…
А какие пополняют чашу добра?
Ученики. Любовь, трудолюбие, честность, сострадание. нежность…
(Экран).
Я не случайно сказала, что на чашу зла они ложатся, а чашу добра они пополняют. Задумайтесь и сделайте свой выбор.
5. Задание на дом.
Дома вы перескажите самый добрый эпизод сказки или изобразите его красками.
А встречая на своём пути зло: маленькое ли, большое, - всегда помните, что легче с ним справиться тому, кто верит в добро и … ветер перемен. В нашем классе сейчас подует именно такой ветер и создадим мы его сами. Внимание!
6. Рефлексия.
Если вы чувствовали себя комфортно, вам нравилось, как вы говорили, вам было приятно слушать себя, то поднимите зелёную ленту.
Если вы довольны своей работой, но были затруднения – желтую ленту.
Если было много трудных моментов и вы считаете, что до замысла автора вы не добрались, то покажите красную ленту.
Звучит г /з «Ветер перемен», учитель читает:
Давайте поклонятся доброте,
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля щедра.
Она дарит нас хлебом, живой водой
И деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!